Вызовы системе профессионального образования и их учёт в подготовке педагогов СПО: аналитический обзор
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-55-64
Аннотация
В статье анализируются проблемы, стоящие перед системой профессионального образования, обусловленные внешними и внутренними вызовами современной системе образования. Рассматриваются задачи создания целостной эффективной системы поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогов СПО, отмечается современное понимание путей и ресурсов достижения проектируемых результатов, характеризуются ключевые риски и мероприятия по их профилактике. Дано обоснование базового теоретического фундамента данного исследования, определена региональная специфика исследования проблем развития дополнительного профессионального образования педагогов СПО. Предложена и обоснована модульная структура федерального конструктора индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов СПО.
Об авторах
А. Е. МаронРоссия
Аркадий Евсеевич Марон, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Москва
Л. В. Резинкина
Россия
Лилия Владимировна Резинкина, доктор педагогических наук, доцент
кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Алашеев С. Ю., Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А. Повышение квалификации и переподготовка кадров с прикладными квалификациями: динамика изменений // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 3(54). С. 26–44.
2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Готовность отечественной системы СПО к достижению технологического суверенитета: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 2(53). С. 6–31.
3. Хаустова А. К. Дополнительное образование как тренд на социальную и профессиональную успешность молодого поколения россиян // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. 2022. № 1. С. 311–318.
4. Асваров Н. А., Магомедов Ш. А., Салманова Д. А. Информационно-образовательная среда развития проектно-эвристической деятельности учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2024. № 1(93). С. 34–40.
5. Фёдоров В. А., Савельева М. А. Подготовка специалистов среднего звена с учётом требований рынка труда в условиях профессионалитета: выявленные проблемы // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 1(56). С. 29–41.
6. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Подготовка педагогов профессионального образования в вузе: традиции и перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2024. № 1. С. 23–28.
7. Сергеев И. С., Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Основные параметры прогнозирования состояний системы профессионального образования и обучения в процессе модернизации // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12, № 1(56). С. 6–28.
8. Дидович А. Н., Боярская Л. А., Барбашова М. А. и др. Современные подходы к преподаванию образовательной дисциплины «Физическая культура» в рамках реализации обновлённого ФГОС СПО // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2(38). С. 54–62.
9. Резинкина Л. В., Марон А. Е. Муниципальная модель повышения качества непрерывного образования педагогических кадров // Человек и образование. 2019. № 1(58). С. 72–76.
10. Федосеева З. А. Сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов системы СПО в Челябинской области: перезагрузка // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3(43). С. 97–105.
Рецензия
Для цитирования:
Марон А.Е., Резинкина Л.В. Вызовы системе профессионального образования и их учёт в подготовке педагогов СПО: аналитический обзор. Человек и образование. 2025;(1):55-64. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-55-64
For citation:
Maron A., Rezinkina L. Challenges to Vocational Education System and Their Consideration in Secondary Vocational Education Teachers Training: Analytical Review. Man and Education. 2025;(1):55-64. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-55-64