Проблема преемственности и развития интеллектуальной одарённости: от старшей школы к вузу
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-84-91
Аннотация
Целью исследования является изучение преемственности в формировании и развитии интеллектуальной одарённости у старших школьников и студентов вуза.
Рассматриваются вопросы преемственности развития интеллектуальной одарённости учащихся в процессе перехода от средней школы к высшему образованию. Одним из результатов исследования является выявление на примере Государственного университета просвещения структуры студенческого научного сообщества, его качественного состава. Установлены особенности динамики мотивации к интеллектуальной деятельности в зависимости от длительности активности в рамках студенческих научных исследований.
Список литературы
1. Gagné F. Transforming Gifts into talents: The DMGT as a developmental theory // Research in the Field of High Abilities. 2004. Vol. 15. № 2. P. 19–147.
2. Sternberg R. J. Beyond IQ: a triarchic theory of human intelligence. Cambridge University Press, 1985. 207 p.
3. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. Basic books Publishing House, 2011. 134 p.
4. Simon H. A. The information-processing theory of human Problem Solving. Handbook of Learning and Cognitive Processes, 1978. Vol. 5. P. 283–308.
5. Plücker J. A., & Beghetto R. A. Why Isn’t Creativity More Important to Educational Psychology? // Psychologist-Teacher. 2004. Vol. 39. № 2. P. 83–96.
6. Heller K. A., Mönks F. J., Subotnick R., Sternberg R. J. International Handbook of Giftedness and Talent. 2<sup>nd</sup> edn., 2000. Pergamon.
7. Рабочая концепция одарённости / отв. ред. Д. Б. Богоявленская; научн. ред. В. Д. Шадриков. М.: Магистр. 2003. 95 c.
8. Юркевич В. С. Современные проблемы работы с одарёнными детьми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Yurkevich (дата обращения: 11. 12. 2024).
9. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости // Питер. СПб. 2009. 434 c.
10. Шумакова Н. Б. Обучение одарённых и талантливых детей в контексте доказательной практики // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. C. 34–46.
11. Запалацкая В. С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах. М.: ИИУ МГОУ. 2016. 118 с.
12. Мурафа С. В., Павлова А. А., Трифонова Е. В. Психолого-педагогические условия развития способностей детей и поддержки их одарённости в условиях реализации образовательного процесса // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 8–14.
13. Папкова Е. А. Исследование потенциальной интеллектуальной одарённости студентов / Е. А. Папкова // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. 223 с.
14. Зарипова Е. И. Специфика работы с одарёнными студентами : обзор практик российских вузов / Е. И. Зарипова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 4(21). С. 107–111.
15. Джалилов М. М. Психологические аспекты процесса обучения одарённых студентов / М. М. Джалилов // Экономика и социум. 2021. № 12-1(91). С. 981–984.
16. Ледовская Т. В. Одаренность как фактор высоких значений показателей учебной успешности студентов вуза / Т. В. Ледовская // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. Т. 11, № 2. С. 55–64. DOI: 10.12731/2658-4034-2020-2-55-64.
17. Савченко Т. В. К вопросу о развитии интеллектуального потенциала студентов высшей школы / Т. В. Савченко // Омский научный вестник. 2011. № 5(101). С. 170–173.
18. Запалацкая В. С. Вопросы преемственности в работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью в системе общего и высшего образования // Московский педагогический журнал. 2024. № 2. С. 20–31.
Рецензия
Для цитирования:
Запалацкая В.С. Проблема преемственности и развития интеллектуальной одарённости: от старшей школы к вузу. Человек и образование. 2025;(1):84-91. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-84-91
For citation:
Zapalatskaya V. Issue Of Continuity and Development of Intellectual Giftedness: From High School to University. Man and Education. 2025;(1):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-84-91