Preview

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Обоснование структуры гибкой адаптивной образовательной программы высшего образования (на примере магистерского образования)

https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-8-20

Аннотация

   Решение актуальной задачи поиска новой архитектуры высшего образования и соответствующей методологической основы возможно путём проектирования структуры гибкой адаптивной образовательной программы, которая позволяет быстро переориентировать содержание, формы, технологии обучения и средства оценивания результативности её реализации на подготовку конкурентоспособных выпускников педагогического вуза, соответствующих требованиям современного рынка труда. В данной статье представлены основания для изменения подходов к проектированию образовательных программ современного уровня и ресурсы, необходимые для реализации гибкой адаптивной образовательной программы; раскрыто понимание модульного построения учебного плана в вузе и содержание модуля, который ориентирован на ожидаемый результат – ведущую компетенцию. Обоснована целостность оценивания результата профессионального становления выпускника педагогической магистратуры.

Об авторах

И. С. Батракова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Инесса Сергеевна Батракова, доктор педагогических наук, профессор

кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования

Санкт-Петербург



И. В. Гладкая
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Ирина Вячеславовна Гладкая, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования

Санкт-Петербург



Е. Н. Глубокова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Елена Николаевна Глубокова, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования

Санкт-Петербург



С. А. Писарева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Светлана Анатольевна Писарева, доктор педагогических наук, профессор

кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9–28.

2. Авво Б. В., Гутник И. Ю., Матросова Ю. С. и др. Образовательный процесс в магистратуре по направлению «Педагогическое образование»: опыт проектирования : монография.Санкт-Петербург: Своё издательство, 2017. 81 с.

3. Тряпицына А. П. Содержание профессиональной подготовки студентов – будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 50–61.

4. Ефимова Е. М., Ефимов Д. О. Методологические основы проектирования гибких образовательных программ в сетевом формате // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 3. С. 87–96.

5. Клементовичус Я. Я., Трифонова Н. В., Покровская Н. Н. и др. Генезис, тенденции и проблемы развития сетевых образовательных программ. Монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. 163 с.

6. Замятина О. М., Мозгалева П. И., Лыба А. А. Персонификация как условие формирования готовности педагогов к реализации ФГОС общего образования // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 15–21.

7. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в XXI веке : обзор современных научных исследований. Наука и образование: современные тренды : коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 172–188.

8. Громыко Ю. В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъём сознания и личностный рост // Антропологические матрицы ХХ века. Л. С. Выготский – П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог. – Приглашение к диалогу. М., 2007. С. 52–98.

9. Батракова И. С., Глубокова Е. С. Персонифицированная траектория профессионального становления магистрантов как педагогическое понятие // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 3. С. 28–38.

10. Константинова, Л. В., Петров А. М., Штыхно Д. А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9–24.

11. Ахаян А. А., Батракова И. С., Боровик Л. К. и др. Проектирование инвариантных модулей образовательных программ магистратуры по направлению «Образование и педагогические науки» : учебное пособие для преподавателей вузов. Том 1. Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2022. 98 с.

12. Аранова С. В., Батракова И. С., Боровик Л. К. и др. Подготовка магистрантов к государственной итоговой аттестации. Учебное пособие для преподавателей вузов (часть 2). СПб.: Астерион, 2025. 96 с.

13. Батракова И. С., Гладкая И. В., Королёва Н. Н., Тряпицын А. В. Характеристика целостности оценивания результатов профессионального становления магистрантов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2024. № 213. С. 25–33.

14. Бурлакова И. А., Клопотова Е. Е. Эффективность обучения в магистратуре глазами магистрантов // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 2. С. 7–25.

15. Полевая Н. М., Романова Л. Л. Оценка качества обучения по магистратуре: анализ критериев // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 173–175.

16. Батракова И. С., Богдановская И. М., Гладкая И. В. и др. Особенности реализации системы средств внутренней оценки качества подготовки выпускников в педагогическом университете (методические рекомендации) : Электронный научный журнал «Письма в Эмиссия. Оффлайн». 2024. URL: http://met.emissia.org/offline/2024/met117.htm (дата обращения 20. 12. 2024).

17. Фёдоров А. А., Бударина А. О., Полупан К. Л. и др. Научно-методическое обоснование единых подходов по разработке ФГОС высшего педагогического образования следующего поколения. Анализ существующих подходов к разработке ФГОС высшего педагогического образования : Монография. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2021. 127 с.

18. Константинова Л. В., Петров А. М., Штыхно Д. А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 2. С. 9–24.


Рецензия

Для цитирования:


Батракова И.С., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А. Обоснование структуры гибкой адаптивной образовательной программы высшего образования (на примере магистерского образования). Человек и образование. 2025;(1):8-20. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-8-20

For citation:


Batrakova I., Gladkaya I., Glubokova E., Pisareva S. Justification of the Structure of Flexible Adaptive Educational Program of Higher Education (on the Example of Master's Education). Man and Education. 2025;(1):8-20. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-8-20

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-7041 (Print)