Обоснование структуры гибкой адаптивной образовательной программы высшего образования (на примере магистерского образования)
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-8-20
Аннотация
Решение актуальной задачи поиска новой архитектуры высшего образования и соответствующей методологической основы возможно путём проектирования структуры гибкой адаптивной образовательной программы, которая позволяет быстро переориентировать содержание, формы, технологии обучения и средства оценивания результативности её реализации на подготовку конкурентоспособных выпускников педагогического вуза, соответствующих требованиям современного рынка труда. В данной статье представлены основания для изменения подходов к проектированию образовательных программ современного уровня и ресурсы, необходимые для реализации гибкой адаптивной образовательной программы; раскрыто понимание модульного построения учебного плана в вузе и содержание модуля, который ориентирован на ожидаемый результат – ведущую компетенцию. Обоснована целостность оценивания результата профессионального становления выпускника педагогической магистратуры.
Ключевые слова
Об авторах
И. С. БатраковаРоссия
Инесса Сергеевна Батракова, доктор педагогических наук, профессор
кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования
Санкт-Петербург
И. В. Гладкая
Россия
Ирина Вячеславовна Гладкая, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования
Санкт-Петербург
Е. Н. Глубокова
Россия
Елена Николаевна Глубокова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования
Санкт-Петербург
С. А. Писарева
Россия
Светлана Анатольевна Писарева, доктор педагогических наук, профессор
кафедра теории и методики непрерывного педагогического образования
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9–28.
2. Авво Б. В., Гутник И. Ю., Матросова Ю. С. и др. Образовательный процесс в магистратуре по направлению «Педагогическое образование»: опыт проектирования : монография.Санкт-Петербург: Своё издательство, 2017. 81 с.
3. Тряпицына А. П. Содержание профессиональной подготовки студентов – будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 50–61.
4. Ефимова Е. М., Ефимов Д. О. Методологические основы проектирования гибких образовательных программ в сетевом формате // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 3. С. 87–96.
5. Клементовичус Я. Я., Трифонова Н. В., Покровская Н. Н. и др. Генезис, тенденции и проблемы развития сетевых образовательных программ. Монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. 163 с.
6. Замятина О. М., Мозгалева П. И., Лыба А. А. Персонификация как условие формирования готовности педагогов к реализации ФГОС общего образования // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 15–21.
7. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в XXI веке : обзор современных научных исследований. Наука и образование: современные тренды : коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 172–188.
8. Громыко Ю. В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъём сознания и личностный рост // Антропологические матрицы ХХ века. Л. С. Выготский – П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог. – Приглашение к диалогу. М., 2007. С. 52–98.
9. Батракова И. С., Глубокова Е. С. Персонифицированная траектория профессионального становления магистрантов как педагогическое понятие // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 3. С. 28–38.
10. Константинова, Л. В., Петров А. М., Штыхно Д. А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9–24.
11. Ахаян А. А., Батракова И. С., Боровик Л. К. и др. Проектирование инвариантных модулей образовательных программ магистратуры по направлению «Образование и педагогические науки» : учебное пособие для преподавателей вузов. Том 1. Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2022. 98 с.
12. Аранова С. В., Батракова И. С., Боровик Л. К. и др. Подготовка магистрантов к государственной итоговой аттестации. Учебное пособие для преподавателей вузов (часть 2). СПб.: Астерион, 2025. 96 с.
13. Батракова И. С., Гладкая И. В., Королёва Н. Н., Тряпицын А. В. Характеристика целостности оценивания результатов профессионального становления магистрантов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2024. № 213. С. 25–33.
14. Бурлакова И. А., Клопотова Е. Е. Эффективность обучения в магистратуре глазами магистрантов // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 2. С. 7–25.
15. Полевая Н. М., Романова Л. Л. Оценка качества обучения по магистратуре: анализ критериев // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 173–175.
16. Батракова И. С., Богдановская И. М., Гладкая И. В. и др. Особенности реализации системы средств внутренней оценки качества подготовки выпускников в педагогическом университете (методические рекомендации) : Электронный научный журнал «Письма в Эмиссия. Оффлайн». 2024. URL: http://met.emissia.org/offline/2024/met117.htm (дата обращения 20. 12. 2024).
17. Фёдоров А. А., Бударина А. О., Полупан К. Л. и др. Научно-методическое обоснование единых подходов по разработке ФГОС высшего педагогического образования следующего поколения. Анализ существующих подходов к разработке ФГОС высшего педагогического образования : Монография. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2021. 127 с.
18. Константинова Л. В., Петров А. М., Штыхно Д. А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 2. С. 9–24.
Рецензия
Для цитирования:
Батракова И.С., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А. Обоснование структуры гибкой адаптивной образовательной программы высшего образования (на примере магистерского образования). Человек и образование. 2025;(1):8-20. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-8-20
For citation:
Batrakova I., Gladkaya I., Glubokova E., Pisareva S. Justification of the Structure of Flexible Adaptive Educational Program of Higher Education (on the Example of Master's Education). Man and Education. 2025;(1):8-20. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-8-20