Историческое просвещение в системе общего образования: научные основы и образовательная практика
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-92-102
Аннотация
Статья посвящена изучению социально-педагогического феномена «историческое просвещение», анализу сложившейся практики реализации исторического просвещения в системе общего образования. Проведён терминологический анализ, позволивший проследить эволюцию значения и употребления понятия «историческое просвещение», уточнить его признаки и свойства. Предложено авторское определение исторического просвещения, раскрывающее его
педагогическую сущность и смысловое значение. Историческое просвещение в России представлено как специально организованный педагогический процесс, направленный на создание условий для повышения уровня исторической памяти и сохранения традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Представлены результаты предпринятого исследования с целью изучения актуального состояния региональной практики реализации исторического просвещения исторической грамотности личности, которая рассматривается как основа для формирования общероссийской гражданской идентичности, коллективной в общеобразовательных организациях. Достоверность полученных результатов подтверждена избранной методологией исследования, выстроенной на основе применения системного, деятельностного и социокультурного подходов. Предложены рекомендации по организации педагогической деятельности в области исторического просвещения обучающихся общеобразовательной школы.
Об авторе
Е. Н. ДятловаРоссия
Елена Николаевна Дятлова, доктор педагогических наук, доцент
Институт истории, международных отношений и социально-политических наук; кафедра истории Отечества
Луганск
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Сайт Президента России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 12. 10. 2024).
2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Сайт Президента России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/69810 (дата обращения: 20. 06. 2024).
3. Указ Президента РФ от 08 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» // Сайт Президента России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50534 (дата обращения: 28. 10. 2024).
4. Цырендоржиева Д. Ш., Батуева А. Ц. Просвещение и просветительство: сущность и отличительные черты // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. 2013. Выпуск 14. С. 34–37.
5. Согомонов А. Просвещение и история в развитии отечественной общественно-политической мысли (XIX век). М.: Школа гражданского просвещения, 2021. 320 с.
6. Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный. Ч. 5. (От П до С). Санкт-Петербург: Тип. В. Плавильщикова, 1806–1822. 1882 с.
7. Енгалычев П. Н. Словарь физического и нравственного воспитания. В 2-х ч. Сост. П. Енгалычев : Ч. 2. Санкт-Петербург: Тип. А. Смирдина, 1827. 662 с.
8. Даль В. И. Толковый словарь живого велокорусского языка. Том 3 (П). СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1882. 576 с.
9. Большая советская энциклопедия : [в 30-ти томах] / гл. ред. А. М. Прохоров; 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. Т. 21 : Кварнер–Конгур. 1975. 639 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
11. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под общей ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2001. 928 с.
12. Симбирцева H. А., Челышева И. В. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4–5(89–90). С. 127–140.
13. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Историческое просвещение» (общекультурная направленность) для обучающихся 5–11 кл. Ново-Ивановское, 2023. URL: https://shkola5.tver.eduru.ru/media/2023/10/03/1335800867/PROGRAMMA_VNEUROCHNOJ_DEYATEL_NOSTI_ISTORICHESKOE_PROSVESHHENIE.pdf (дата обращения: 12. 11. 2024).
14. Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Историческое просвещение» для обучающихся 7 кл. // Сайт МОУ СОШ г. Калязин : [сайт]. URL: https://shkola5.tver.eduru.ru/media/2023/10/03/ (дата обращения: 12. 11. 2024).
15. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – моя история» (среднее общее образование) для 10-х или 11-х кл. [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ : [сайт]. URL: https://clck.ru/3Kp6Lu (дата обращения: 22. 11. 2024).
16. Стрельчук Е. Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Перспективы науки и образования. 2019. № 1(37). С. 10–19.
17. Письмо Министерства просвещения РФ от 14 июля 2022 г. № 03-1035 «О направлении инструктивного письма» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405085125/ (дата обращения: 14. 08. 2024).
Рецензия
Для цитирования:
Дятлова Е.Н. Историческое просвещение в системе общего образования: научные основы и образовательная практика. Человек и образование. 2025;(1):92-102. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-92-102
For citation:
Dyatlova E. History Education in the General Education System: Scientific Foundations and Educational Practice. Man and Education. 2025;(1):92-102. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-92-102