Отечественное педагогическое наследие. Социологические и социально-педагогические исследования в сфере образования
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-113-119
Аннотация
В статье предпринята попытка анализа и обобщения отечественного наследия середины прошлого века в области социологических и социально-педагогических исследований. Рассматриваются работы учёных, внёсших значительный вклад в развитие социологии образования, социально-педагогических исследований и создавших базис для дальнейшего продуктивного развития актуальных направлений. Показана динамика взглядов учёных на роль образования в жизни общества и личности. На примере исследований и авторских позиций рассмотрена взаимосвязь таких ключевых понятий, как социализация и образование, а также проблемы профессиональной социализации и социализации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности.
Об авторе
Е. Г. КоролёваРоссия
Елена Геннадьевна Королёва, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Зборовский Г. Е. Социология в структуре современного образования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI . № 1. С. 186–193.
2. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. 145 с.
3. Зборовский Г. Е. Социология образования во второй половине ХХ века // Образование и наука. 2003. № 1(3). С. 161–175.
4. Нечаев В. А. Социология образования. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992. 198 с.
5. Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. 120 с.
6. Андреева Г. М., Богомолов Н. П., Петровский А. В. Современная социальная психология на западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978. 270 с.
7. Мудрик А. В. Социальная педагогика : Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина; 3-е изд., испр. и доп. М.: «Академия», 2000. 200 с.
8. Бим-Бад Б. М., Петровский В. В. Образование в контексте социализации / Педагогические теории и системы : учеб. пособие для студентов бакалавриата. Владимир: Изд-во ВлГУ. 2012. 348 с.
9. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Наука. 1988. 269 с.
10. Лупандин В. Н. Социология молодёжи. Орёл.: Орёл ТГУ. 2011. 239 с.
11. Социально-психологический портрет инженера : По материалам обследования инженеров ленингр. проектно-констр. организаций / Под ред. В. А. Ядова. М.: Мысль. 1977. 231 с.
12. Андреенкова Н. В. Проблема социализации личности / Социальные исследования. Вып. 3. М.: Наука. 1970. 45 с.
13. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). М.: Мысль. 1975. 198 с.
14. Беляева Н. А. О роли субъективного фактора в формировании интереса к профессии учителя: Формирование духовных потребностей учащейся молодёжи. Новосибирск: 1976. С. 16–20.
15. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976. 160 с.
16. Сластенин В. А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 82–88.
17. Профессиональная деятельность молодого учителя / под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика. 1982. 144 с.
18. Учитель: Крупным планом / под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1994. 132 с.
19. Образование на рубеже веков: вопросы методологии, теории, практики. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ИОВ РАО. 2000. 223 с.
Рецензия
Для цитирования:
Королёва Е.Г. Отечественное педагогическое наследие. Социологические и социально-педагогические исследования в сфере образования. Человек и образование. 2025;(1):113-119. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-113-119
For citation:
Koroleva E. Domestic Pedagogical Heritage. Sociological and Social-Pedagogical Research in the Field of Education. Man and Education. 2025;(1):113-119. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-113-119