Особенности проявления студентом компетенций грамотного зрителя при восприятии коллекции регионального музея изобразительных искусств
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-120-126
Аннотация
Исследуется один из ключевых аспектов учебного процесса в области изобразительного искусства – совершенствование у студента способности восприятия художественных произведений как проявление его компетенции грамотного зрителя. Нацеленность на этот аспект обусловлена содержательными и педагогическими особенностями данного исследования, которые нашли отражение в соответствующих нормативных документах. В статье дано определение понятия «грамотный зритель», представлены качества, которые присущи такому человеку. В исследовании подробно описана диагностика, которая была проведена в одном из учреждений высшего образования города Великий Новгород. Содержание диагностического исследования направлено на определение уровня восприятия произведений искусства студентом, стремящимся проявить свою компетенцию грамотного зрителя. В выводах описаны результаты диагностической работы.
Об авторах
А. В. НикандроваРоссия
Александра Валерьевна Никандрова, аспирант
Великий Новгород
Ю. В. Никандрова
Россия
Юлия Васильевна Никандрова, учитель начальных классов
Великий Новгород
Р. М. Шерайзина
Россия
Роза Моисеевна Шерайзина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
кафедра начального дошкольного образования и социального управления
Великий Новгород
Список литературы
1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2021. 128 с.
2. Экспонаты. Коллекция: живопись, графика, скульптура [Электронный ресурс] // Новгородский Государственный объединённый музей-заповедник : [сайт]. URL: https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/entity/OBJECT?fund=5 / (дата обращения: 12. 10. 2024).
3. Орлова Е. О. Грамотный зритель: учитель и ученик // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1 (99). С. 36–39.
4. Конев В. А. Чтение как феномен культуры // Философия и культура : сб. к 60-летию В. А. Конева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. С. 137–138.
5. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Педагогика музейной деятельности // Точка зрения : сетевой журн. 2007. № 24. URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200702412&ysclid=m7nj570ns8625241984 (дата обращения: 14. 02. 2025).
6. Жуковский В. И. Зритель и произведение изобразительного искусства: проблема диалога в образовательном пространстве // Вопросы теории и практики. 2012. № 3 (17): в 2-х ч. Ч. I. C. 84–86.
7. Жуковский В. И., Копцева Н. П., Пивоваров Д. В. Визуальная сущность религии. Красноярск: КрасГУ, 2006. 461 с.
8. Коробкова Е. Н. Удивление как возможность формирования культурного опыта личности // Школьные технологии. 2014. № 6. С. 40–48.
9. Васильева И. М. Русское изобразительное искусство XVIII – начала XX века в собрании Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. М.: Северный паломник, 2007. 340 с.
10. Казаковцева Е. Ю., Овсянникова О. А. Разработка диагностического инструментария исследования уровня развития художественного восприятия на занятиях по живописи // Проблемы современного педагогического образования. 2023. С. 154-157.
11. Государственный Эрмитаж. Шедевры Эрмитажа / [Электронный ресурс] // Государственный Эрмитаж : [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YuM16V68Pps/ (дата обращения: 14. 11. 2024)
Рецензия
Для цитирования:
Никандрова А.В., Никандрова Ю.В., Шерайзина Р.М. Особенности проявления студентом компетенций грамотного зрителя при восприятии коллекции регионального музея изобразительных искусств. Человек и образование. 2025;(1):120-126. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-120-126
For citation:
Nikandrova A., Nikandrova Yu., Sherayzina R. Peculiarities of Student's Manifestation of Competencies of a Literate Viewer in the Perception of Collection of Fine Arts Regional Museum. Man and Education. 2025;(1):120-126. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-120-126