Preview

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Инновационные технологии формирования исследовательской компетентности будущих педагогов

https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-127-142

Аннотация

   В статье рассматривается проблема формирования исследовательской компетентности студентов педагогических направлений. Авторы ставят задачу повышения эффективности подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности посредством интеграции инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Выдвигается гипотеза о том, что экспериментально разработанный курс, основанный на применении интерактивных методов и технологий (педагогический квест, иммерсивный театр, сторителлинг, кейс-стади, деловая игра), способствует более эффективному формированию исследовательской компетентности по сравнению с традиционными подходами и технологиями. В статье анализируются недостатки традиционной системы подготовки студентов к научно-исследовательской работе (НИР), приводится авторское определение понятия «инновационные технологии формирования исследовательской компетентности», описываются структура и содержание разработанного курса «Научная статья: от идеи до публикации». Основное внимание уделяется практической реализации курса и анализу его влияния на мотивационный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты исследовательской компетентности студентов. Эмпирические данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о положительном влиянии курса на формирование исследовательской компетентности. Участники экспериментальной группы продемонстрировали повышение мотивации к научно-исследовательской работе, улучшение понимания методологии научного исследования, развитие навыков написания научных текстов, анализа данных и публичных выступлений. Отмечается преодоление психологических барьеров, связанных с научной деятельностью, и формирование позитивного отношения к НИР.

Об авторах

М. Н. Певзнер
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Россия

Великий Новгород



К. А. Тимофеев
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Россия

Великий Новгород



П. А. Петряков
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Россия

Великий Новгород



Список литературы

1. Тагиров В. К. Теоретические аспекты формирования научно-исследовательской компетентности студента в образовательном процессе вуза // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. № 2. С. 189–193.

2. Шадчин И. В. Компетентностный подход к формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. С. 108–111.

3. Ушачев В. П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике : дисс. … канд. пед. наук. Челябинск, 1988. 203 с.

4. Клеймёнова Т. Н., Смирнова Н. Н., Джаксбаева О. В. Мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 183–188.

5. Левашова Ю. В., Шарикова Ю. В. Выявление уровня мотивации студентов к научно-исследовательской работе и разработка методов его повышения // Вопросы управления. 2019. № 5 (60). С. 242–250.

6. Коган Е. А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140). С. 179–187.

7. Гурова Н. А. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XLVII Междунар. науч.-практ. конф. № 12 (47). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 102–106.

8. Исаева М. А. Проектная деятельность студентов вуза как основа формирования исследовательской культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 69–72.

9. Бондаренко М. А. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 4 (21). С. 24–29.

10. Елагина В. С. Теоретико-методологические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе : монография. М.: Педагогика, 2003. 255 с.

11. Гочияева М. Д., Богатырёва Ж. В. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов // МНКО. 2018. № 3 (70). С. 230–231.

12. Барышова Т. Л. Технология «Портфолио» как средство анализа и оценки уровня профессионального обучения // Новые технологии. 2011. № 4. С. 240–244.


Рецензия

Для цитирования:


Певзнер М.Н., Тимофеев К.А., Петряков П.А. Инновационные технологии формирования исследовательской компетентности будущих педагогов. Человек и образование. 2025;(1):127-142. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-127-142

For citation:


Pevzner M., Timofeev K., Petryakov P. Innovative Technologies for Formation of Future Teachers’ Research Competence. Man and Education. 2025;(1):127-142. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-127-142

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-7041 (Print)