Синтез фреймов как метод развития креативного мышления обучающихся
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-153-160
Аннотация
Необходимость обучения современных школьников креативному мышлению как непрерывному источнику развития личности на протяжении всей жизни приводит к осознанию проблемы адаптации приёмов и методов развития креативного мышления под образовательные потребности и возможности обучающихся. В статье представлен педагогический опыт реализации метода развития креативного мышления «Синтез фреймов» при освоении учащимися этапов реализации учебных проектов и исследований в рамках курса внеурочной деятельности «Я – исследователь». Авторы представляют анализ результатов выполнения различных заданий учащимися с позиции формирования основных компетенций креативного мышления. В статье подчёркивается результативность использования метода «Синтез фреймов» как для приобщения к основам проектно-исследовательской деятельности учащихся, так и для развития и комплексной диагностики сформированности компетенций креативного мышления.
Об авторах
О. А. АбдулаеваРоссия
Оксана Абдукаримовна Абдулаева, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра начального, основного и среднего общего образования
Санкт-Петербург
Я. Н. Тамашина
Россия
Ярославна Николаевна Тамашина, учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. 512 с.
2. Мороз В. В. Обзор зарубежных теорий креативности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 12 (200). С. 35-41.
3. Любарт Т. и др. Психология креативности : учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2009. 214 с.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
5. Яголковский С. Р. Психология креативности и инноваций : учебное пособие. М : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 157 с.
6. Тамашина Я. Н. Анализ понятия «креативность» как основа педагогического исследования формирования креативного мышления школьников // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2024. № 4. С. 85–96.
7. Козьяков Р. В. Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению // Современная зарубежная психология. 2022. T. 11. № 4. C. 117–126.
8. Абдулаева О. А. Формирование креативного мышления: опыт, проблемы, перспективы // Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт : сборник научных трудов / под ред. Г. С. Ковалёвой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С. 303–311.
9. Центр методологии CRAFT [Электронный ресурс]. URL: https://craft.expert/ (дата обращения 02. 02. 2025).
10. Лебедев В. С., Илишкина Д. И. CRAFT/ed: креативные методики для образования. М.: ИКРА, 2022. 176 с.: ил.
11. Гофман И. Анализ фреймов : эссе об организации повседневного опыта : Пер. с англ. М.: Институт социологии РАН, 2003. 752 с.
12. Лобашев В. Д., Талых А. А. Фреймовый подход в технологическом образовании // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 2.
13. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: адаптив. Вариант. СПб: Речь, 2006. 174 с.
14. Абдулаева О. А., Тамашина Я. Н. Формирования креативного мышления учащихся с позиции функциональной грамотности при реализации проектной деятельности в школе // Непрерывное образование. № 2 (16). 2022. С. 30–39.
15. Логинова О. Б., Авдеенко Н. А., Яковлева С. Г., Садовщикова О. И. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Креативное мышление: первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 132–154.
Рецензия
Для цитирования:
Абдулаева О.А., Тамашина Я.Н. Синтез фреймов как метод развития креативного мышления обучающихся. Человек и образование. 2025;(1):153-160. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-153-160
For citation:
Abdulaeva O., Tamashina Y. Frame Synthesis as a Method for Developing Students' Creative Thinking. Man and Education. 2025;(1):153-160. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-153-160