Механизмы реализации образовательной политики на примере апробации сертификации компетенций учителей профильной школы
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-6-21
Аннотация
В статье представлен опыт исследований и апробации механизмов образовательной политики, направленных на формирование единых требований к квалификации педагогов, таких как стандартизация и оценка профессиональной деятельности (независимая оценка квалификаций и сертификация компетенций), который стал основой для разработки и апробации региональной организационно-содержательной модели системы сертификации учителей в рамках городских образовательных проектов Москвы при реализации профильного обучения.
Результаты апробации модели сертификации стали основой для разработки предложений по развитию системы квалификаций в образовании РФ и обсуждались в рамках круглого стола «Требования к квалификации учителя информатики в условиях новых ФГОС среднего образования» в Общественной палате РФ. Автором предложены механизмы по реализации образовательной политики в части подготовки кадров для экономики в условиях суверенитета отечественного образования, в том числе, ускоренная подготовка педагогов к реализации задач профильного обучения на уровне среднего общего образования через систему дополнительных и (микро-) квалификаций в образовании и независимая оценка квалификаций как способ точечной подготовки педагогов к решению практических задач в профессиональной деятельности.
Об авторе
С. В. КамкаРоссия
Камка Светлана Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики.
Екатеринбург
Список литературы
1. Киселёва Н.А., Новокрещёнов И.В., Камка С.В., Николенко О.И. Сравнительный анализ применения профессионального стандарта учителя в странах с высокими показателями по качеству образования // Человек и образование. 2022. № 1. С. 19–32.
2. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их квалификации и компетенций // Народное образование. 2012. № 8. С. 163–171.
3. Махотин Д.А. Сертификация педагогических кадров как фактор повышения качества образования в вузе // Вестник РМАТ. 2012. № 1(4). С. 53–57.
4. Ingvarson L. The role of advanced teacher certification in promoting quality teaching and lifting the status of the teaching profession / Teacher CPD: International trends, opportunities and challenges. London: Chartered College of Teaching, 2019. Pp. 15–22.
5. Исаев А. П., Валуева Л. В., Мартынова Е. В. и др. Сертификация преподавателей университета на основе оценки научно-педагогических компетенций: методическое пособие Екатеринбург: Издательский дом «Ажур». 2015. 106 с.
6. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. N 51)) [Электронный ресурс] // НСПК: [сайт]. URL: https://nspkrf.ru/upload/iblock/f82/xs7sklhh8g5lwha6t4biblimu6foy46l.pdf (дата обращения: 31.03.2025).
7. Викторова Т.А., Кузьмин П.В. Технологический суверенитет как основной приоритет формирования компетенций в области информационных технологий у школьников // Человек и образование. 2023. № 2. С. 15–23.
8. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления Правительства Москвы от 29.03.2022 г. № 490-ПП) [Электронный ресурс] // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/274340220/ (дата обращения: 01.04.2025).
9. Махотин Д.А., Ряхимова Е.Г. Технологическое образование школьников как базис для достижения научного и технологического суверенитета России // Вестник РМАТ. 2023. № 1. С. 86–89.
10. Collin J., Smith E. Effective Professional Development. Guidance Report. London: Education Endowment Foundation, 2021. 40 с.
11. Камка С.В., Николенко О.И. Андрагогические подходы к формированию программ дополнительного профессионального образования педагогов // Педагогическое образование в России. 2021. № 3. С. 136–143.
Рецензия
Для цитирования:
Камка С.В. Механизмы реализации образовательной политики на примере апробации сертификации компетенций учителей профильной школы. Человек и образование. 2025;(2):6-21. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-6-21
For citation:
Kamka S.V. Mechanisms of educational policy implementation through the case of teacher competencies certification in vocation-oriented classes. Man and Education. 2025;(2):6-21. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-6-21