Preview

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Развитие и становление высшего учебного заведения как экосистемы в целях формирования кадрового потенциала страны

https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-40-48

Аннотация

Статья посвящена анализу экосистемного подхода в образовании и изучению организации высшего образования как экосистемы. Развитие и становление вуза как образовательной экосистемы осуществляется с целью консолидации усилий всех связанных с образованием сторон, что позволяет снизить риски и издержки, связанные с управлением вузом в условиях постоянных изменений и неопределённости в сфере образования и экономике, оперативно реагировать на внешние изменения среды, внедрять современные цифровые технологии, перестраивать содержание обучения за счёт вовлечения разных участников и организации динамичной системы отношений между ними без строгой иерархичности. Вуз рассматривается как гибкая гармоничная и одновременно динамичная структура, образовательная экосистема, способная реагировать на современные вызовы и готовить специалистов, адаптированных к ним. В статье особо подчёркивается, что успех развития кадрового потенциала государства будет наиболее эффективным, если каждая единица системы высшего образования – университет – функционирует как слаженная и целостная экосистема.

Об авторах

О. Г. Ачкасова
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва
Россия

Ачкасова Оксана Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных наук.

Кемерово



В. А. Альшевская
Кемеровский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Альшевская Вероника Александровна – аспирант, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва, старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации.

Кемерово



Список литературы

1. Фёдоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой учёный. 2019. № 28. С. 246–250.

2. Широколобова А.Г. Цифровая дидактика как средство формирования патриотической гражданской позиции современного студента / Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VIII Междун. науч. конференции. Красноярск, 24–27 сент. 2024 г. Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2024. С. 25–29.

3. Хангельдиева И.Г. Образовательные экосистемы – тренд развития современного российского образования в ближайшем будущем // Вестник Московского университета. Педагогическое образование. 2022. Сер. 20. № 1. С.68–88.

4. Tansley A. The use and abuse of vegetational concepts and terms // Ecology. 1935. V. 16. Pp. 284–307.

5. Одум Ю. Экология Т. 1. М.: Мир, 1986. 325 с.

6. Kleiner G.B. (2018) Socio-economic ecosystems in the light of system paradigm // Environmental science, economics, sociology. Pp. 14-12. URL: https://systemeconomics.ru/wp-content/uploads/sae-2018-en-plenarnoe-kleyner.pdf (дата обращения: 12.03.2025).

7. Moore J. F. (2006) Business ecosystems and the view from the firm. The Antitrust bulletin, vol. 51, No. 1, pp. 31–75.

8. Jackson D. J. (2014) What is an innovation ecosystem? National science foundation. Arlington, VA. URL: https://erc-assoc.org/sites/default/files/topics/policy_studies/DJackson_Innovation%20Ecosystem_03-15-11.pdf (дата обращения: 12.03.2025).

9. Тимченко В.В. Роль ДПО в формировании компетенций будущего в инновационно-образовательной экосистеме // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2019. № 1(43). С. 29–38.

10. Фоминых Н.Ю., Койкова Э.И., Бубенчикова А.В. Образовательная среда как экосистема // Мир культуры, науки и образования. 2021. № 3. (88). С. 292–295.

11. Васютенкова И.В. Педагог в развивающейся образовательной экосистеме школы // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/35PVN514.pdf (дата обращения: 06.04.2025)

12. Ветчинова М.Н. Образовательная экосистема как новая парадигма образования XXI в. // Историко-педагогический журнал. 2022. № 4. С. 89–97.

13. Лукша П., Спенсер-Кейс Д., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс] // Исследования Сколково: [сайт]. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 07.04.2025)

14. Ачкасова О.Г. Формирование сквозных цифровых компетенций студентов в экосистеме дополнительного профессионального образования вуза: дисс. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2022. 210 с.

15. Ачкасова О.Г. Формирование сквозных цифровых компетенций у студентов в экосистеме ДПО вуза // Человек и образование. 2022. № 1(70). С. 187–196.

16. Donina I.A. (2021) Role of educational institutions in shaping ecosystem of the region / Lyakh Yu.A., Khachaturova, K.R. (eds.). International Scientific and Practical Conference Strategy of Development of Regional Ecosystems «Education-Science-Industry»: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Strategy of Development of Regional Ecosystems «Education-Science-Industry», 07–08 December 2021. Veliky Novgorod, Atlantis Press, pp. 570–578.

17. Аль-Казак Малик Г. Б., Вавилина А.В. Формирование экосистемы международного университета в условиях цифровой трансформации // Гуманитарный научный журнал 2022. № 2. С. 71–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekosistemy-mezhdunarodnogo-universiteta-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii/viewer (дата обращения: 07.04.2025)

18. Дубинский И.А. Сколковский институт науки и технологий - модель инновационного университета в российском контексте // Инновации. 2014. № 8 (190). С. 23–26.


Рецензия

Для цитирования:


Ачкасова О.Г., Альшевская В.А. Развитие и становление высшего учебного заведения как экосистемы в целях формирования кадрового потенциала страны. Человек и образование. 2025;(2):40-48. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-40-48

For citation:


Achkasova O.G., Alshevskaya V.A. Development and formation of higher education institution as an educational ecosystem in order to develop human resources potential of the country. Man and Education. 2025;(2):40-48. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-40-48

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-7041 (Print)