Потенциал педагогического краеведения в профессионально-личностном становлении педагога дошкольного образования
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-56-63
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению потенциала педагогического краеведения в профессионально-личностном становлении будущих педагогов дошкольного образования. Педагогическое краеведение как область историко-педагогического знания об особенностях развития педагогической культуры края обладает образовательным и развивающим потенциалом в формировании у будущих педагогов профессиональной направленности, важных для педагогической деятельности качеств и компетенций, ценностного отношения к работе с детьми дошкольного возраста на основе краеведческого материала конкретной местности. В статье описан опыт реализации цикла мероприятий на основе историко-краеведческого материала Томского региона. Сделаны выводы, что предлагаемые направления работы с обучающимися позволяют обогащать образовательную практику и систему профориентационной работы в педагогическом вузе.
Об авторах
О. И. КиселёваРоссия
Киселёва Ольга Ивановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования.
Томск
Т. Н. Яркина
Россия
Яркина Татьяна Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования.
Томск
Список литературы
1. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Отечественные традиции и инновации в подготовке будущих педагогов // Человек и образование. 2023. № 2. С. 24–33.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.
3. Батаршев А.В. Психолого-педагогические предпосылки профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 92–99.
4. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. 2014. № 12. С.1–10.
5. Бекиш О.С., Слепко Ю.Н. Краеведение как фактор комплексного решения проблем содержания современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130).С. 21–28.
6. Аверкиева Г.В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя: автореферат дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 1996. 20 с.
7. Иванищева Н.А., Пак Л.Г., Кочемасова Л.А. Новый формат педагогического краеведения в профессиональном росте учителя будущего: от осмысления к трансляции // Образование и саморазвитие. 2022. № 2. Т. 17. С. 270–284.
8. Козлова Т.А. Педагогическое краеведение как интегративная компонента образования // Известия ВГПУ. 2017. № 1 (274). Педагогические науки. С. 42–45.
9. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда: опыт личного осмысления // Известия ВГПУ. 2006. № 4. С. 8–17.
10. Сваровская Л.А., Климова Т.В., Червинская О.Ю. Краеведческий компонент в содержании профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 154–159.
11. Шлат Н.Ю. Практико-ориентированная модель подготовки будущих воспитателей (на материале педагогического краеведения) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. Т. 3. 2019. № 4. С. 121–127.
12. Шумилова И.Ф. Педагогическое краеведение как социокультурное явление // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2011. № 2. С. 101–106
Рецензия
Для цитирования:
Киселёва О.И., Яркина Т.Н. Потенциал педагогического краеведения в профессионально-личностном становлении педагога дошкольного образования. Человек и образование. 2025;(2):56-63. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-56-63
For citation:
Kiseleva O.I., Yarkina T.N. Potential of pedagogical regional studies in professional and personal development of preschool teacher. Man and Education. 2025;(2):56-63. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-56-63