Preview

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

К определению понятия «исследовательская компетенция студента среднего профессионального образования»

https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-72-84

Аннотация

Статья представляет собой комплексное исследование, направленное на концептуализацию понятия «исследовательская компетенция студентов» в контексте системы среднего профессионального образования (далее – СПО). В работе проведён анализ теоретических подходов к трактовке данного термина, существующих в научной литературе, уточнены представления о содержании и структуре исследовательской компетенции студентов учреждений СПО. В основе работы лежит анализ современных отечественных и зарубежных теоретических источников, включая педагогические, психологические и методические исследования, что позволило выявить разнообразие трактовок и методологических позиций в отношении исследовательской компетенции студента СПО. В статье определены ключевые особенности этой компетенции, выделена её специфика с учётом, практико-ориентированного характера обучения студентов СПО. В рамках структурного анализа подробно раскрыты три взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Особое внимание уделено интегративному характеру компетенции, объединяющей теоретическую подготовку и практические умения, актуальные для будущих специалистов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки образовательных программ СПО, направленных на формирование исследовательских навыков, а также создания диагностического инструментария оценки уровня компетенции.

Об авторе

Т. Л. Петрова
Борский агропромышленный техникум
Россия

Петрова Татьяна Львовна – преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Борский агропромышленный техникум»; старший преподаватель Бокситогорского института (филиала) государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина».

Ленинградская область, Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бычков А.В. Профессиональное образование: преемственность технологической грамотности школьников и студентов колледжей / Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы V Международной научно-методической конференции, Москва, 04–07 марта 2019 года. Москва: МПГУ, 2020. С. 476–479.

2. Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2012. 27 с.

3. Баранников А.В. Компетентностный подход и качество образования / Департамент образования г. Москвы, Московский центр качества образования. Москва: Московский центр качества образования, 2008. 142 с.

4. Шашкина М.Б. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск, 2006. 240 с.

5. Ушаков A.A. Реализация компетентностного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. Т. 22. № 53. С. 411–415.

6. Мурзабекова М.И. Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности студентов вуза с использованием цифровых образовательных технологий: дис…. канд. пед. наук. Грозный, 2024. 226 с.

7. Сергеева И.В. Педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в развитии исследовательских компетенций обучающихся по программе бакалавриата: автореф. дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2020. 23 с.

8. Хуторской А.В. Исследовательские компетенции ученика и педагога в условиях научной школы человекосообразного образования // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С.9.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. С.135–157.

10. Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования/ Модернизация общего образования на рубеже веков: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С.3–10.

11. Лях В.И., Сигида Д.А. Исследовательская компетентность студента в учебном процессе современного вуза: содержание и подходы изучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 147–149.

12. Горлова С.Н. Методический потенциал математической задачи в формировании исследовательской компетенции обучающихся // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 130-138.

13. Дударева А.С. Исследовательская компетентность: понятие и уровни её развития у студентов / Актуальные проблемы развития общего и высшего образования: XVIII межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Край Ра», 2022. С. 253–261.

14. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк: Изд-во КГПА, 2011. 25 c.

15. Зимняя И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. монография. Ижевск, 2001. 105 с.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 345 с.

17. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 480 с.

18. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. 1999. № 10. С.158-161.

19. Павлов И.П. Мозг и психика: избранные психологические труды / И.П. Павлов; под ред. М.Г. Ярошевского; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. М.: Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2004. 358 с.

20. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис.... доктора псих. наук. М., 2001. 350 с.

21. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С, Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 24–33.

22. Минина И. В., Петухова Т. П. Организация проектно-исследовательской деятельности школьника в современных условиях // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 4. С. 1031–1046.

23. Осипова С.И. Развитие исследовательской компетентности одарённых детей. ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» URL: http://www.fkgpu.ru/con/17.doc (дата обращения: 23.03.2025).

24. Ишкова А.Э. Педагогические условия развития исследовательской компетентности учащихся в системе начального профессионального образования : автореферат дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2008. 22 с.

25. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3. С. 42–53.

26. Соловьёва Н.М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в классах с углублённым изучением естественнонаучных дисциплин в условиях взаимодействия «школа-вуз»: с учётом региональной специфики: дис.... канд. пед. наук. Якутск, 2019. 194 с.


Рецензия

Для цитирования:


Петрова Т.Л. К определению понятия «исследовательская компетенция студента среднего профессионального образования». Человек и образование. 2025;(2):72-84. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-72-84

For citation:


Petrova T.L. On the definition of the concept “Research competence of a secondary vocational education student”. Man and Education. 2025;(2):72-84. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-72-84

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-7041 (Print)