Preview

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Диагностика функциональных и предметных навыков студентов (на примере анализа результатов студенческой предметной олимпиады по литературе)

https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-94-107

Аннотация

Статья посвящена описанию прецедентного опыта проведения на историко-филологическом факультете Томского государственного педагогического университета студенческой предметной олимпиады по литературе в качестве апробации диагностической модели оценки уровня сформированности функциональных и предметных навыков обучающихся. В свете происходящих трансформаций в системе общего образования, нацеленных на повышение уровня функциональной грамотности обучающихся, задача изучения качества функциональной подготовки студентов вузов – своевременная и в настоящий момент мало освещённая в научной и научно-методической литературе. Актуальность исследования состоит в формулировании подходов к оцениванию и осуществлении диагностики функциональной грамотности у студентов филологического профиля подготовки. В статье описан эмпирический опыт проведения интеллектуального творческого мероприятия конкурсного характера в вузе; дан аналитический обзор итогов студенческой предметной олимпиады по литературе; представлены выводы об эффективности предлагаемой модели, что явилось основой определения подходов к диагностике сформированности функциональной предметной и интегративной грамотности студентов. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью использования разработанных диагностических материалов и оценочных средств в педагогической практике высших учебных заведений, в том числе в качестве инструмента текущей, промежуточной аттестации.

Об авторах

Е. А. Сафонова
Томский государственный педагогический университет
Россия

Сафонова Екатерина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы.

Томск



Ю. О. Чернявская
Томский государственный педагогический университет
Россия

Чернявская Юлия Олеговна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской литературы.

Томск



О. Н. Юрченкова
Томский государственный педагогический университет
Россия

Юрченкова Оксана Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской литературы.

Томск



Список литературы

1. Николина В.В. Развитие функциональной грамотности учащихся в педагогическом процессе // Нижегородское образование. 2021. № 1. С. 4–13.

2. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 112–123.

3. Колачев Н.И., Рутковская Е.Л., Ковалёва Г.С., Половникова А.В. Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA-2018 // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 166–186.

4. Ковалёва Г.С., Нурминская Н.В. Аналитический отчёт «Изучение скорости чтения пятнадцатилетних учащихся» // Центр оценки качества образования ИОСО РАО. М., 2001.

5. Чабан Т.Ю., Рябинина Л.А., Ковалёва Г.С., Сидорова Г.А., Баранова В.Ю. Как российские 15–летние учащиеся справляются с традиционными и новыми читательскими задачами (на основе анализа результатов PISA-2018) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 5 (79). С. 9–30.

6. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5–9 классов во внеурочной деятельности (с использованием открытого банка заданий на основе программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»). 9 класс. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 291 с.

7. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и Школа. 2021. № 1. С. 199–208.

8. Саметова Ф.Т., Мырзаханова Ф.М. Функциональная грамотность как один из показателей уровня социально–культурного развития человека // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. 2020. № 2. URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=82 (дата обращения: 18.11.2024).

9. Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа. 2022. № 6. С. 99–109.

10. Пакина Т.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России // Вестник педагогических наук. 2022. № 5. С. 201–206.

11. Ковалёва Г.С., Колачев Н.И. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся»//Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2. № 1(90). С. 9–31.

12. Фролова П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография. Омск: СибАДИ, 2012. 196 с.

13. Сизякина В.М., Лопатухина Т.А. Феномен функциональной грамотности в современной высшей школе // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. 2019. № 38(3). С. 463–472.

14. Сазонова Н.И., Рудницкий Ю.А. Ценностные ориентиры современной молодёжи и формирование функциональной грамотности студента: из опыта преподавания дисциплины «Основы российской государственности» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2024. Вып. 5 (57). С. 24-32.

15. Волх (В)сеславьевич («По саду, саду, по зелёному…»). Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым; под ред. А.П. Евгеньева, Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1977. 2-е дополн. изд. С. 32–36.

16. Конасова Н.Ю. Развитие и оценка функциональной грамотности учащихся. Волгоград: Учитель, 2014. 141 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сафонова Е.А., Чернявская Ю.О., Юрченкова О.Н. Диагностика функциональных и предметных навыков студентов (на примере анализа результатов студенческой предметной олимпиады по литературе). Человек и образование. 2025;(2):94-107. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-94-107

For citation:


Safonova E.A., Chernyavskaya Yu.O., Yurchenkova O.N. Diagnostics of students’ functional and subject skills (on the example of analysis of the results of student subject Olympiad in literature). Man and Education. 2025;(2):94-107. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-94-107

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-7041 (Print)