Развитие интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-118-128
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение особенностей развития интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества. Рассматриваются вопросы проявления отдельных свойств психики, совокупно обеспечивающих развитие интеллектуальной одарённости у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в период их участия в работе студенческого научного сообщества. Данные, собранные из научных публикаций в электронных базах (Российская государственная библиотека, eLibrary, Web of Science и Scopus), служат основой для анализа теоретических аспектов рассматриваемой проблемы. Результатом исследования стало выявление у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в студенческом научном сообществе, уровня развития личностных характеристик, совокупно обеспечивающих степень проявления интеллектуальной одарённости в процессе её развития, признаков наличия как потенциальной, так и актуальной интеллектуальной одарённости, различающихся по степени выраженности. Установлена связь между личностными характеристиками, уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности и проявлениями интеллектуальной одарённости, что позволяет рассматривать участие в научном сообществе как фактор, способствующий её актуализации и развитию. Полученные данные легли в основу практических рекомендаций, направленных на поддержку интеллектуальной одарённости студентов и повышение эффективности деятельности студенческих научных обществ.
Об авторе
В. С. ЗапалацкаяРоссия
Запалацкая Вероника Станиславовна – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник.
Москва
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. 340 с.
3. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. 144 с.
4. Барканова О.В., Ядрышникова Т.Л. Личностные особенности старших подростков с признаками интеллектуальной одарённости // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2022. № 1 (59). С. 95–105.
5. Климонтова Т.А. Самоотношение личности интеллектуально одарённых старшеклассников // Вестник ИрГТУ. 2015. № 1. С. 247–251.
6. Лактионова Е.Б., Тузова А.С. Личностные особенности одарённых подростков // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. Выпуск 4. С. 319–326.
7. Климов Е.А., Григорьева,Л.М. Психологические особенности формирования профессиональной идентичности студентов педагогического вуза // Вестник практической психологии образования. 2021. № 18(3). С. 45–54.
8. Ibarra H., & Petriglieri J. L. Identity Work and Play in the Age of Hybrid Professional Roles // Journal of Organizational Behavior. 2020. № 41(2). Pp. 287–299.
9. Ершова М.А. Исследовательская активность как фактор становления профессиональной субъектности студентов // Психология образования в XXI веке. 2023. № 4 (1). C. 112–121.
10. Renzulli J. S. What makes giftedness? Reexamining a definition. Phi Delta Kappan. 1978. № 60 (3). Pp. 180–184.
11. Hewitt P. L., Flett G. L. Perfectionism in the self and social contexts: Conceptualization, assessment, and association with psychopathology. Journal of Personality and Social Psychology. 1991. № 60(3). Pp. 456–470.
12. Csikszentmihalyi M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. Harper Perennial, 1997. 108 p.
13. Савенков А.И. Одарённость в детстве: от диагностики к развитию. М.: Академический проект. 2007. 288 с.
14. Лейтес Н.С., Шадриков В.Д. Личность одарённого ребёнка. М.: Изд-во Института психологии РАН. 1996. 175 с.
Рецензия
Для цитирования:
Запалацкая В.С. Развитие интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества. Человек и образование. 2025;(2):118-128. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-118-128
For citation:
Zapalatskaya V.S. Development of students’ intellectual talent within the framework of student scientific community. Man and Education. 2025;(2):118-128. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-83-2-118-128