Андрагогика, классика и современность: анализ корпуса литературы
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-44-54
Аннотация
Исследование посвящено обоснованию основ научных публикаций и подходов к критическому обзору корпуса научных работ в образовании взрослых, преимущественно в области андрагогики. Выполнен краткий анализ классических оснований андрагогики (М. Ноулз, П. Джарвис); рассмотрен вклад учёных нашей страны в её развитие. Особое внимание уделено разработке Ю. Н. Кулюткиным психологического компонента теории обучения взрослых. На основе библиографического анализа статей, опубликованных в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU в течение последних 5 лет, прослеживается развитие теории и практики андрагогики в современных научных исследованиях, прежде всего в области непрерывного образования и подготовки специалистов. Выполнена категоризация статей, дающая некоторые подсказки для исследовательского мышления в отношении андрагогики, а также её эмпирических методов. Аргументируется логика определения места собственного исследования в конкретной области знаний в образовании взрослых. Обосновывается вывод о повсеместном фундаментальном проникновении андрагогики в ткань образовательного процесса в настоящее время, актуальности как её теоретического, так и практического статуса.
Об авторе
Т. В. МухлаеваРоссия
Татьяна Всеволодовна Мухлаева, кандидат педагогических наук, редактор журнала «Человек и образование», старший научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Knowles M. S., Holton E. F., & Swanson R. A. (2015). The Adult learner. The definitive classic in adult education and human resource development (8<sup>th</sup> ed.). Oxon: Routlege. 402 p.
2. Jarvis P. Adult learning: andragogy versus pedagogy or from pedagogy to andragogy In: Peter Jarvis, Mary Watts (eds.) The Routledge International Handbook of Learning. Routledge, 2023. 602 p.
3. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 127 с.
4. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
5. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. 400 с.
6. Кулюткин Ю. Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб.: Спецлит, 2002. 96 с.
7. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена. СПб: СПб АППО, 2007. 152 с.
8. Жебровская О. О. Возможности развития андрагогических идей С. Г. Вершловского в современном образовании // Непрерывное образование. 2017. № 2. С. 13–16.
9. Змеев С. И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Монография. М.: ПЕРСЭ, 2012. 272 с. EDN: RAYXBJ.
10. Марон А. Е., Монахова Л. Ю и др. Практическая андрагогика. 5 томов. СПб: УРАО ИОВ, 2012. 400 с. ISBN 978-5-258-00108-5. EDN: SDBGVF.
11. Колесникова И. А., Марон А. Е. и др. Основы андрагогики. М.: Академия, 2003. 240 с.
12. Жебровская О. О. Андрагогика: взрослое отношение к образованию // Непрерывное образование. 2021. № 1(35). С. 13–17. EDN: RPEHED.
13. Витольник Г. А., Витольник В. Н. Современная андрагогика в обеспечении качественного процесса непрерывного образования взрослых обучающихся // Современное педагогическое образование. 2022. № 5. С. 119–123. EDN: VKHMIX.
14. Штанько М. А., Морозова С. М. Андрагогика в России: новые акценты // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4(61). С. 288–292. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.61.416. EDN: LTMHON.
15. Дмитриенко Г. А. Влияние принципов андрагогики на организацию процесса обучения иностранному языку // Педагогика и психология: теория и практика. 2021. № 3(23). С. 64-71. EDN: CTVVLX.
16. Тимошенко А. Н., Веселова Ю. В. Методы и принципы андрагогики в обучении пожилых людей изобразительному искусству // Управление развитием образования. 2022. № 2. С. 128-131. EDN: LZSFQO.
17. Коломейцева Е. Б., Матвеев А. П. Принципы андрагогики в аспектном преподавании русского языка как иностранного на курсах интенсивного обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17, № 12. С. 4754–4761. DOI: 10.30853/phil20240672. EDN: CKIJTK.
18. Шерман М. В. Применение принципов андрагогики для обучения хореографическому искусству взрослых // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2023. № 2. С. 27–34. EDN: NBACLM.
19. Павловская О. Г., Сетко Н. П., Бейлина Е. Б. Современные андрагогические приёмы в обучении врачей-специалистов // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2022. № 2(10). С. 28–32. DOI: 10.24075/MTCPE.2022.019. EDN: QWWHWB.
20. Платонова Ю. Ю., Лебедева С. С., Безух С. М., Мишина И. В. Андрагогическая направленность образовательной подготовки специалиста социальной сферы в условиях реализации инновационных проектов // Человек и образование. 2022. № 3(72). С. 57–66. DOI: 10.54884/S181570410023162-3. EDN: LMOCNV.
21. Цветкова Е. А., Цветков В. Ж. Цифровая андрагогика // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 5-6(63). С. 486–488. DOI: 10.5281/zenodo.3888010. EDN: OLTQGF.
22. Миклошевич К. С. Андрагогические принципы обучения при повышении квалификации и профессиональной переподготовке в режиме онлайн // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 12. С. 126–129. EDN: WOKXII.
23. Захарова Е. А. Проблемы андрагогики при дистанционной форме курсов повышения квалификации по экономическим направлениям / Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2021. № 40. С. 111–117. EDN: SDCGDW.
Рецензия
Для цитирования:
Мухлаева Т.В. Андрагогика, классика и современность: анализ корпуса литературы. Человек и образование. 2025;(1):44-54. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-44-54
For citation:
Mukhlaeva T. Andragogy, Classics and Modernity: Analysis of the Literature Corpus. Man and Education. 2025;(1):44-54. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-44-54