Preview

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Развитие профессионально-педагогической компетентности педагога СПО в условиях регионализации образования

https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-65-75

Аннотация

   Статья посвящена исследованию понятия «профессионально-педагогическая компетентность», современным подходам к подготовке педагогов системы среднего профессионального образования. Фундаментальной основой данного исследования является Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на период до 2030 года и содержание новой образовательной технологии «Профессионалитет». Рассматриваются современные подходы к организации непрерывной подготовки и переподготовки педагогов среднего профессионального образования, а также критерии эффективности педагогической деятельности. Определена ведущая роль методической компетентности в развитии профессионального мастерства педагогического сообщества в динамично меняющихся экономических условиях. В ходе исследования проведён анализ работ ведущих учёных-педагогов, результатов мониторингов организации образовательной деятельности в регионах. Предложена модель профессионально-педагогической компетентности педагога среднего профессионального образования и даны характеристики её компонентов.

Об авторе

О. И. Баранова
Гатчинский государственный университет
Россия

Ольга Ивановна Баранова, старший преподаватель

кафедра развития профессионального образования

Гатчина



Список литературы

1. Зенкина А. В. Цифровизация образовательного процесса колледжа как основное условие подготовки конкурентоспособных рабочих кадров: сборник трудов конференции / Цифровая трансформация современного образования, 2020. С. 58–62.

2. Равен Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М: Когито-Центр, 2002. 394 с.

3. Наука, культура, образование: традиции и современность : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (1–2 марта 2018 года) / Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Краснодар: Изд. дом Юг. 2018. 106 с.

4. Хуторской А. В. Технология конструирования компетентностного обучения // Вестник Института образования человека. 2011. № 2. URL: https://eidos-institute.ru/upload/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-211-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 28. 02. 2025).

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.

6. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 1999. 301 с.

7. Ахметова Э. Т. Развитие общепедагогических системообразующих компетенций студента – будущего учителя начальной школы : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Набережные Челны, 2009. 199 с.

8. Селиверстова М. В. Формирование управленческих компетенций учителя в условиях развития современного образования : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2011. 212 с.

9. Баранова О. И. Педагогический клуб как площадка для создания программ профессионального обучения в рамках курсов повышения квалификации / О. И. Баранова // Современное образование как основа технологического прорыва, Гатчина, 27 марта – 01 апреля 2024 года. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2024. С. 176–182.

10. Марон А. Е., Резинкина Л. В., Абрамов В. И. Исследование качества муниципальной среды развития педагогических кадров: квалиметрический подход // Человек и образование. 2022. № 2(71). С. 134–141.

11. Резинкина Л. В., Туфанов А. О, Моштаков А. А. Инновационная модель развития регионального научно-технического и инженерного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2023. № 4(44). С. 2–17.

12. Сазанов А. Н. Методическая компетентность преподавателей среднего профессионального образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С. 206–209.

13. Корчагина И. А. Повышение конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования на региональном рынке труда // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право, 2017. Т. 27. № 3.

14. Распоряжение Минпросвещения России от 30. 04. 2021 № Р-98 Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: https://clck.ru/3LR8Gs (дата обращения: 28. 02. 2025).

15. Рыбина О. В. Формирование готовности студентов колледжа к работе в профессиональной команде : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. В. Новгород, 2024. 179 с.

16. Борисова Т. С. Воспитательный потенциал семьи в контексте современной информационной среды // Журнал педагогических исследований. 2019. №. 5. С. 47–56.


Рецензия

Для цитирования:


Баранова О.И. Развитие профессионально-педагогической компетентности педагога СПО в условиях регионализации образования. Человек и образование. 2025;(1):65-75. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-65-75

For citation:


Baranova O. Development of Professional and Pedagogical Competence of a Secondary Vocational Education Teacher in the Conditions of Regionalization of Education. Man and Education. 2025;(1):65-75. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-65-75

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-7041 (Print)