Preview

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Системная организация добровольческих образовательных практик студентов педагогического вуза в рамках федеральной программы «Обучение служением» (на примере специализации «Геронтология»)

https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-175-187

Аннотация

   В статье рассматриваются проблемы использования особого педагогического подхода «Обучение служением» в процессе подготовки специалистов, участвующих в оказании комплексной помощи гражданам старших возрастных групп. Анализируются условия и алгоритмы взаимодействия научного и профессионального сообщества, педагогического вуза с органами государственной власти и учреждениями социальной сферы, оказывающими услуги пожилым гражданам, в процессе проведения добровольческих образовательных практик студентов. Предлагается реализация в Санкт-Петербурге Пилотного социально-ориентированного общественного проекта организации добровольческих образовательных практик студентов по профилю «Геронтология». Это предполагает создание «Центра развития профессиональных компетенций студентов-добровольцев по профилю «Геронтология», разработку мультидисциплинарного учебного курса дополнительного профессионального обучения студентов, проведение обучения и сертификации тестовых групп, выпуск комплекса методических материалов модульного учебного курса для согласованного перечня направлений специализаций обучающихся и персонала учреждений социальной сферы, взаимодействующих с добровольцами в ходе проведения образовательных практик.

Об авторах

С. В. Тарасов
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Россия

Сергей Валентинович Тарасов, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, ректор

Санкт-Петербург



Г. А. Бордовский
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Россия

Геннадий Алексеевич Бордовский, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАО, президент

Санкт-Петербург



М. Ю. Кабанов
Госпиталь для ветеранов войн
Россия

Максим Юрьевич Кабанов, доктор медицинских наук, профессор, начальник

Санкт-Петербург



А. В. Финагентов
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Россия

Анатолий Вячеславович Финагентов, кандидат технических наук, директор Института

Институт развития информационных и образовательных технологий в области геронтологии

Санкт-Петербург



Р. А. Соколов
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Россия

Роман Александрович Соколов, доктор исторических наук, доцент, проректор

Санкт-Петербург



О. И. Полищук
Комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациям
Россия

Олег Игоревич Полищук, заместитель председателя

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Обучение служением: ключевые результаты исследований зарубежного опыта. Доклад НЧУ ВШЭ и Ассоциации волонтёрских центров. М.: Изд. дом ВШЭ, 2023. 23 с.

2. Нам Т. А., Смирнов М. В. Социально-значимые технологии в профессиональном образовании на примере «Обучения служением» // Вопросы методики преподавания в ВУЗе. 2024. Т. 13 № 1. С. 99–115.

3. Методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением» в образовательных организациях высшего образования РФ. М.: Совместное издание Минобрнауки, Ассоциации волонтёрских центров и ВШЭ, 2023. 94 с.

4. Анисимов В. Н., Бордовский Г. А., Финагентов А. В., Шабров А. В. Инновационная концепция профилактики старения для современной России // Успехи геронтологии. 2022. Т. 35. № 3, С. 324–332.

5. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 30. 03. 2024 № Пр-616 // Сайт Президента России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759 (дата обращения: 15. 01. 2025).

6. Анисимов В. Н., Редько А. А., Финагентов А. В., Хавинсон В. Х., Шабров А. В. Создание региональной системы оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения: опыт Санкт-Петербурга // Успехи геронтологии. 2020. Т. ЗЗ. № 5. С. 809–824.

7. Анисимов В. Н., Бордовский Г. А., Финагентов А. В., Шабров А. В. Государственная поддержка граждан старшего поколения: какая гериатрия нужна современной России? // Успехи геронтологии. 2020. Т. 33. № 4. С. 625–645.

8. Анисимов В. Н., Редько А. А., Финагентов А. В., Хавинсон В. Х., Шабров А. В. Системная поддержка повышения качества жизни граждан старшего поколения в России: проблемы и перспективы // Успехи геронтологии. 2020. Т. ЗЗ. № 5. С. 825–837.

9. Анисимов В. Н., Финагентов А. В., Хавинсон В. Х., Эргашев О. Н. Интегральная оценка биопсихосоциального статуса граждан старшего поколения и реализация составляющих системной поддержки // Успехи геронтологии. 2021. Т. 34. № 4. С. 499–506.

10. Анисимов В. Н., Эргашев О. Н., Финагентов А. В., Бордовский Г. А., Кабанов М. Ю. Структура и основные этапы процесса долговременной государственной поддержки граждан старшего поколения // Успехи геронтологии. 2022. Т.З5. № 1. С. 10–24.

11. Комплексный уход за пожилыми людьми (1СОР): механизм реализации концепции. Рекомендации для систем и служб. Издание ВОЗ. Женева. 2020. 42 с.

12. Анисимов В. Н., Эргашев О. Н., Богданов С. И., Бордовский Г. А., Финагентов А. В., Шабров А. В. Образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное обоснование // Человек и образование. 2021. № 2. С. 173–184.

13. Тарасов С. В., Эргашев О. Н., Бордовский Г. А., Финагентов А. В. Стратегии образовательной поддержки в оказании комплексной помощи пожилым гражданам обоснование // Человек и образование. 2022. № 3. С. 185–196.

14. Тарасов С. В., Эргашев О. Н., Бордовский Г. А., Финагентов А. В. Концепция создания и развития региональной межведомственной системы информационно-образовательной поддержки пожилых граждан // Человек и образование. 2023. № 1. С. 9–23.

15. Цели образования в интересах устойчивого развития. Задачи обучения. Париж: Издание ЮНЕСКО, 2017. 65 с.

16. Смирнов М. В. Роль университетского ДоброЦентра в развитии технологии «Обучение служением». Сборник тезисов победителей конкурсов студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге в 2024 г. СПб.: Изд. Комитета по науке и высшей школе, 2024. С. 151–158.

17. Эргашев О. Н. Приоритеты органов государственной власти в области формирования научной компоненты национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» и перспективные направления деятельности Экспертного совета // Успехи геронтологии. 2024. Т. 37. № 3. С. 315–316.

18. Шабров А. В. Представление задач, параметров и составляющих пилотного проекта по Санкт-Петербургу, сформированного в 2023 г. Экспертным советом для включения в состав Федеральной научно-технической программы «Геронтология» // Успехи геронтологии. 2024. Т. 37. № 3. С. 314–315.

19. Тарасов С. В., Бордовский Г. А., Финагентов А. В. Создание института развития информационных и образовательных технологий в области геронтологии в структуре РГПУ им. А. И. Герцена и формирование системы комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения в Санкт-Петербурге // Успехи геронтологии. 2023. Т. 36. № 3. С. 435–436.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасов С.В., Бордовский Г.А., Кабанов М.Ю., Финагентов А.В., Соколов Р.А., Полищук О.И. Системная организация добровольческих образовательных практик студентов педагогического вуза в рамках федеральной программы «Обучение служением» (на примере специализации «Геронтология»). Человек и образование. 2025;(1):175-187. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-175-187

For citation:


Tarasov S., Bordovsky G., Kabanov M., Finagentov A., Sokolov R., Polishchuk O. System Organisation of Volunteer Educational Practices for Pedagogical University Students within the Framework of the Federal Programme «Service Learning» (on the Example of the Specialisation «Gerontology»). Man and Education. 2025;(1):175-187. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-175-187

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-7041 (Print)