Прогностические ориентиры развития преподавателя высшей школы в процессе профессионально-педагогической деятельности
https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-21-30
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам модернизации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы в условиях современных социально-культурных реалий. Анализируется кризисное состояние отечественного высшего образования и раскрываются причины, его обусловливающие. Опираясь на нормативно-правовые акты и прогностические концепции реформирования высшего образования в России, автор рассматривает
концептуальный переход от «педагогики знаний» к «педагогике деятельности и проектирования» и к «педагогике культуры». Особое внимание уделяется феномену социальной неопределённости, проявляющемуся в фундаментальных внешних изменениях и внутренних противоречиях, как существенному фактору развития высшего образования. В статье также представлены основные условия и пути формирования стратегических ориентиров для развития преподавателя
высшей школы как подлинного субъекта своей профессионально-педагогической деятельности. Автор предлагает оригинальную классификацию современных преподавателей-наставников, включающую модели преподавателя-мастера, преподавателя-инноватора, преподавателя-творца и преподавателя-автора. Также представлена программа дополнительного профессионального образования для повышения квалификации преподавателей высшей школы, охватывающая современные аспекты профессионально-педагогической деятельности в контексте межсубъектной педагогики. Результативным блоком усвоения содержания программы являются диагностические эссе, комплекс эвристических и опережающих вопросов для обсуждения заявленной тематики, а также контент-проекты авторских концепций преподавания и подготовки специалистов для современной России.
Об авторе
В. В. ГоршковаРоссия
Валентина Владимировна Горшкова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения : В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 576 с.
2. Дьюи Дж. Демократия и образования / пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой, И. Э. Гусинского. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 382 с.
3. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030 : аналитический доклад, под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 182 с.
4. Горшкова В. В. Педагогическая наука, изменяющая жизнь / Шамовские чтения. XVI Международная научно-практическая конференция. В 2-х т. М., 2024. С. 34–39.
5. Богданов И. В. Фундаментальные основания патриотического воспитания молодёжи России / Инновации и традиции в современном физкультурном образовании. Материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием. М.: 2024. С. 23–27.
6. Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты : сборник научных статей / под ред. В.В. Горшковой. СПб УРАО ИОВ, 2010. 400 с.
7. Горшкова В. В., Богданов И. В. Аксиологические основания педагогической деятельности в условиях современности / Журавлевские чтения. Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании. Материалы VI Междун. научно-практ. конференции, посв. памяти В. И. Журавлёва. Отв. редактор Н. А. Горлова. М., 2022. С. 126–131.
8. Фромм Э. Иметь или быть? [пер. с нем. Э. Телятниковой]. М.: АСТ, 2016. 317 с.
9. Горшкова В. В. Феномен образования человека: избранные научные труды. СПб.: Астерион, 2020. 490 с.
10. Берулава Г. А., Берулава М. Н. Российская система высшего образования и новая теоретическая платформа развитие личности // Педагогика. 2019. № 7. С. 5–15.
11. Ершова О. В. Портрет педагога в реальном времени // Педагогика, 2019. № 1. С. 97–105.
12. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
13. Розин В. М. Образование в условиях модернизации и неопределённости: Концепция. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 80 с.
14. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. – 1-е изд.. – М.: Юрайт, 2017. 256 с.
15. Костецкий В. В. Аристократические истоки духовной культуры // Педагогика, 2011. № 2. С. 25–31.
16. Гумилёв Л. Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-Пресс, 2016. 384 с.
Рецензия
Для цитирования:
Горшкова В.В. Прогностические ориентиры развития преподавателя высшей школы в процессе профессионально-педагогической деятельности. Человек и образование. 2025;(1):21-30. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-21-30
For citation:
Gorshkova V. Prognostic Guidelines for Development of Higher Education Teacher in the Process of Professional and Pedagogical Activity. Man and Education. 2025;(1):21-30. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-21-30