Preview

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Искусственный интеллект и проблема модернизации образования

https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-31-43

Аннотация

   Статья посвящена феномену искусственного интеллекта (ИИ) применительно к сфере среднего и высшего образования. Рассматривается критическая роль ИИ в современном обществе благодаря ряду научно-технологических прорывов, в частности массированному увеличению объёма информации, известному как «большие данные».

   Целью исследования является определение роли ИИ в сфере образования и в жизни общества в целом.

   Задачи исследования включают рассмотрение ИИ в социологическом и педагогическом аспектах, определение проблематики исследований ИИ, актуальных вызовов ИИ в сферах образования и науки, а также подходов к их преодолению.

   Сопоставление результатов социологических исследований позволило сделать вывод о том, что общественного консенсуса в отношении места и роли ИИ в образовании пока что не существует. Изучение проблем, возникающих при решении задачи модернизации образования путём внедрения ИИ, показывает, что необходимо не только определить роль ИИ в образовании, но и то, как система образования будет при этом трансформироваться. Осуществлён анализ технологических инноваций, связанных с ИИ в сфере среднего и высшего образования, в частности в аспекте преподавания иностранного языка. Приведены примеры использования ИИ в учебном процессе.

Об авторах

Е. К. Вдовина
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Елена Константиновна Вдовина, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра экономической теории

Санкт-Петербург



Н. В. Попова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Нина Васильевна Попова, доктор педагогических наук, профессор

Высшая школа лингводидактики и перевода

Санкт-Петербург



Е. А. Мильская
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Елена Андреевна Мильская, доктор экономических наук, доцент

кафедра экономической теории

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее. Пер. с англ. Ю. Константиновой и Т. Мамедовой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 347 с.

2. How to raise the world’s IQ? Simple ways to make the next generation more intelligent. The Economist. URL: https://www.economist.com/leaders/2024/07/11/how-to-raise-the-worlds-iq (дата обращения: 13 July 2024).

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс] // Уровень доверия россиян к искусственному интеллекту : [сайт]. URL: https://ict.moscow/research/uroven-doveriia-rossiian-k-iskusstvennomu-intellektu/ (дата обращения 10. 11. 2024).

4. Экономист Дэниел Сасскинд о будущем рынка труда [Электронный ресурс] // «Машины будут делать не всё, но многое»: [сайт]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10876451 (дата обращения 13. 11. 2024).

5. Ивахненко Е. Н., Никольский В. С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22.

6. Large language models are getting bigger and better. The Economist 17.04.2024. URL: https://www.economist.com/science-and-technology/2024/04/17/large-language-models-are-getting-bigger-and-better (дата обращения: 10. 07. 2024).

7. Татьяна Терентьева, Заместитель гендиректора Росатома [Электронный ресурс] // Нейросети уже решают часть задач в корпорации : [сайт]. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/interview/tatyanaterenteva-neyroseti-uzhe-reshayut-chast-zadach-v-korporatsii/ (дата обращения: 15. 10. 2024).

8. Использование ИИ россиянами в работе : [сайт]. URL: https://ict.moscow/research/ispolzovanie-iirossiianami-v-rabote/ (дата обращения 13. 11. 2024).

9. State of AI. URL: https://ict.moscow/research/state-of-ai-report-2024/ (дата обращения: 13. 12. 2024).

10. Сысоев П.В., Поляков О.Г., Евстигнеев М.Н. и др. Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта : коллективная монография. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2023. 132 с.

11. Андреева А. А. Интеграция чат-бота с функцией глоссария в образовательный процесс высшей школы // Информация и образование: границы коммуникаций. 2024. № 16. С. 345-347.

12. Буров В.А. Геймификация учебного пособия по профессионально-ориентированному иностранному языку для студентов технического вуза. // Современные наукоёмкие технологии. 2022. № 7. С. 116-120. DOI: 10.17513/snt.39243.

13. Утегенов Н.Б. Искусственный интеллект на сегодняшний день // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 7(100). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/14087 (дата обращения: 27. 12. 2023).

14. Сюй Б. Влияние искусственного интеллекта на обучение иностранному языку / Сюй Баоюнь // Вестник Педагогического университета. 2022. № 6-2. С. 13–20.

15. Яковлева К.А. Обучение идиоматичным выражениям с использованием инструментов на базе искусственного интеллекта на занятиях по английскому языку. Наука СПбГУ: 2023 / Сб. матер. Всеросс. конф. по ест. и гум. наукам, 21 ноября 2023 года. СПб: СПбГУ, 2024. С. 632-634.

16. Костюкович Е. Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование. № 1. 2023. С. 492-496.

17. ИИ-чат «Эльман» в учебниках 2025: как он изменит обучение русскому языку? [Электронный ресурс] // Царьград: [сайт]. URL: https://tsargrad.tv/novost/ii-chat-jelman-v-uchebnikah-2025-kak-onizmenit-obuchenie-russkomu-jazyku1077756 (дата обращения: 30. 06. 2024).

18. Социальные новости. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2024/11/05/24311467 (дата обращения: 30. 06. 2024).

19. Will artificial intelligence transform school? Economist 07.07.2024. URL: https://www.economist.com/special-report/2024/07/07/will-artificial-intelligence-transform-school (дата обращения: 20. 07. 2024).

20. Faddish thinking is hobbling education in the rich world. Economist 11 July 2024. URL: https://www.economist.com/leaders/2024/07/11/faddish-thinking-is-hobbling-education-in-the-rich-world (дата обращения: 20. 07. 2024).

21. O’Sullivan H. How is technology shaping the future of universities? URL: https://www.ted.com/tedx (дата обращения: 30. 08. 2024).

22. More than an AI detector. Preserve what’s human. URL: https://gptzero.me (дата обращения: 20. 12. 2024).


Рецензия

Для цитирования:


Вдовина Е.К., Попова Н.В., Мильская Е.А. Искусственный интеллект и проблема модернизации образования. Человек и образование. 2025;(1):31-43. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-31-43

For citation:


Vdovina E., Popova N., Mil'skaya E. Artificial Intelligence and Challenges of Modernizing Education. Man and Education. 2025;(1):31-43. (In Russ.) https://doi.org/10.54884/1815-7041-2025-82-1-31-43

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1815-7041 (Print)